Новый взгляд на богатство народов - Дж. Диксон

Поскольку реформы политики предоставления субсидий начались недавно, еще слишком рано ожидать каких-либо результатов по сокращению отрицатель­ного воздействия на окружающую среду. Исследования структуры энергопотреб - ления, после нефтяного кризиса 1970-х гг. показывают, что влияние цен на эффек­тивность энергопотребления должно быть существенным, хотя оно может прояв - ляться и не сразу. В странах ОЭСР с 1971 по 1988 г. интенсивность энерго­потребления упала на 38%. Для развивающихся стран различные исследователи находят, что за длительный период наблюдений потребление энергии должно закономерно падать на 0,5% на каждый процент повышения цен (Anderson, 1995), хотя конкретные оценки изменяются от страны к стране (см., например. Hope и Singh, 1995; Julius, 1986; Tybout и Moss, 1992; Eskeland и др., 1994).

Поскольку каменный уголь самый "грязный" из всех видов органического топлива, самое большое влияние на состояние окружающей среды следует ожидать в результате реформ политики предоставления субсидий на уголь. Отмена угольных субсидий только в странах ОЭСР привела бы к уменьшению глобального выброса двуокиси углерода приблизительно на 1,5% (DOE 1989; Okugu и Birol, 1992), а при сокращении угольных субсидий в России выброс двуокиси углерода уменьшился бы еще на 0,4%.

В некоторых странах существует вероятность, что сокращение субсидий на органическое топливо может заставить потребителей использовать взамен дровяное топливо, что приведет к противоположным результатам и нанесет окружающей среде дополнительный ущерб. Рост потребления дровяного топлива ускорит сведение леса, усугубляя проблемы деградации земель и утраты местообитания. Тем не менее, дрова являются, прежде всего, реальной возможной заменой традиционного топлива для узкого круга пользователей в индивидуальных домах для отопления и приготовления пищи. Кроме того, реальное увеличение использования дровяного топлива городскими домашними хозяйствами ограничена по соображениям месторасположения и стоимости транспортировки. Исследования в Индонезии показывают, что в большинстве областей страны переход потребителей с керосина на дровяное топливо почти отсутствует (Pitt, 1985).