Корпоративные ценные бумаги - А. Н. Асаул

анализ внутренних документов компании, регулирующих все компоненты кор­поративного управления;

сравнительный анализ состояния корпоративного управления в сопоставимых (с точки зрения размеров и стратегии бизнеса) зарубежных и российских компаниях;

выработка рекомендаций по поэтапному улучшению практики корпоративного управления на основе стратегии развития бизнеса компании.

Основные компоненты практики корпоративного управления, подлежащие ау­диту:

1.   Структура акционерного капитала и права акционеров.

2.   Работа органов управления и контроля.

3.   Раскрытие компанией информации о своей деятельности и обеспечение ее достоверности.

Опыт проведения аудита корпоративного управления дает основание выделить следующие основные группы компаний в зависимости от целей его проведения: компании, готовящиеся к публичному привлечению инвестиций; компании, готовящиеся к частному привлечению инвестиций;

компании, рассматривающие улучшение корпоративного управления как инст­румент повышения общеуправленческой эффективности (включая контроль со сторо­ны существующих акционеров за менеджментом), совершенствования отношений между существующими акционерами.

По итогам аудита корпоративного управления основные акционеры компании могут оценить:

вероятность возникновения расхождений между ними в отношении ключевых вопросов управления компанией;

вероятность появления у кого-то из группы основных акционеров намерения продать свои акции

последствия такого решения для интересов остальных членов группы основ­ных акционеров;

а также принять решение о разработке и заключении соглашения, которое пре­дотвратило бы утрату ими контроля над компанией. Заключение таких соглашений является в большинстве случаев непременным условием продажи пакета акций фон­дам прямых инвестиций (между акционерами — основателями компании и фондом).