Исследование организации финансового рынка России (на примере Forex) показывает, что наличие стимулов к повышению эффективности организации финансового рынка и, в то же время сохранение угрозы анти-стимулов к продуктивному развитию, свидетельствует о необходимости взвешенного подхода к его организации.
Валютный рынок, в т.ч. электронно - организованный Forex, в условиях свободно плавающих курсов существует и будет существовать, очевидно, еще долго, в т.ч. и в России. Можно и нужно учитывать складывающиеся возможности для его самоорганизации. В диссертации содержится ряд предложений по более эффективной защите правил, вырабатываемых участниками рынка.
Роль государства как регулятора может рассматриваться и с позиции «благотворного невмешательства». Эту точку зрения отстаивают многие профессиональные участники Forex. Вместе с тем, эта позиция не отрицает важности формальных ограничений. Развивающиеся ИКТ позволяют выстроить «технологичные» способы контроля за профессиональными участниками рынка, а также вырабатывать правила защиты.
Последние два года правительство работает над созданием общегосударственного венчурного фонда, инвестиционных фондов, Банка развития. Все это можно отнести к государственным институтам инвестирования, или, с точки зрения правительства, к рационально спроектированным институтам инвестирования. Но не в последнюю очередь необходимо поддерживать и негосударственные механизмы аккумуляции и стимулирования массовых (коллективных) сбережений и инвестирования средств т.к. они являются в России наименее развитыми. Именно они базируются на неформальных, созданных снизу институциональных устройствах. Кроме чисто экономического эффекта, такой способ имеет далеко идущие долгосрочные политические последствия. Стратегически, если Россия хочет иметь конкурентоспособную экономику и стабильную ситуацию, нужно делать ставку на массового инвестора, на развитие «народной экономики».